Мировые шедевры храмовой архитектуры : КОРДОВСКАЯ МЕЧЕТЬ
   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     НАШИ КОНТАКТЫ    

новости

В Москве завершают отделку храма в честь Андрея Рублева
На западе Москвы, в районе Раменки, ведется строительство храма в честь преподобного Андрея Рублева, передает "ТВ Центр".
Церковь чтит память преподобной Пелагии Антиохийской
Однажды в Антиохию съехались на собор епископы соседних епархий.
Валерий Амиров: Екатеринбург — субъект российской политики
Информационные акценты уходящей недели для ИА «Уральский меридиан» расставил доцент факультета журналистики УрФУ им. Б. Н. Ельцина Валерий Амиров: Решение губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева о переносе места строительства храма святой Екате
Великое освящение храма на Ходынке совершит патриарх Кирилл
Великое освящение храма святого преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле пройдет 22 октября. Возглавит службу патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Электронные мобильные платежи
Новый уровень комфорта при любых оплатах.

реклама


Современное проектирование оздоровительных центров в Москве

КОРДОВСКАЯ МЕЧЕТЬ

В 711 году воины арабского халифата, подчинив Северную Африку, начали вторжение в Европу. Во времена вестготов о Кордове было известно мало, так как столицей их был Толедо. Именно к Толедо двинул свои войска арабский полководец Тарик бен Сайд, вступивший на испанскую землю в 711 году, а для осады Кордовы он оставил лишь небольшой отряд. После недолгой осады город пал. Через 50 лет после взятия города в Кордове утвердился халиф Абд ар-Рахман I из династии Омейядов. Со времени его правления и начались рост и расцвет Кордовы, которая получила во всем мире известность как «второй Багдад». Столицей арабских владений на Пиринеях стала Кордова - центр Кордовского халифата.

В 785 году эмир Абд ар-Рах-ман I после долгих переговоров купил у христиан Кордовы церковь Сан Висенте, христианскую готическую церковь, которая, в свою очередь, была построена на месте римского храма (храм Януса, колонны из которого были использованы при строительстве мечети), снес ее и в 785 начал строительство большой мечети, площадь которой достигает 22400 кв. километров. В мечети 856 колон, сделанные из мрамора (во время правления мусульман их количество составляло 1013). Над михрабом расположены семь окон, являющиеся символом семи небес. Купол мечети построен из кирпича. Опасаясь того, что сооружение не выдержит такой тяжести, было потрачено много времени на строительство толстых стен.
Первоначально мечеть представляла в плане квадрат, северную часть которого занимал открытый двор, а южную — колонный зал из одиннадцати нефов. При наследнике  аль-Хишаме I соорудили первый скромный минарет сирийского типа в виде небольшой квадратной башни.
Город рос, и мечеть, рассчитанная на пять тысяч верующих, оказалась недостаточно просторной. В 833 году, в правление Абд ар-Рахмана II, способствовавшего благоустройству Кордовы и других андалусских городов, южная часть мечети была увеличена еще на восемь травой и воздвигнут второй михраб с куполом.
Кордовская мечеть окружена стенами, образующими громадный прямоугольник со сторонами 200 на 144 метра. Высота стен Кордовской  мечети колеблется от восьми до двадцати метров, в зависимости от рельефа местности. Там, где рельеф понижается к реке Гвадалквивир, стены вырастают, достигая предельной высоты. Из массива стены выступают плоские контрфорсы, между которыми расположены сходные между собой, хотя и созданные в разное время, декорированные входные порталы.

Ранее вдоль стен шла закрытая галерея, защищавшая прохожих от дождя и солнца: С северной стороны мечети ранее находился мусульмайский минарет. Сейчас на его месте возвышается колокольня, построенная испанским архитектором Эрнаном Руисом в 1590-х годах. Пятиярусную колокольню увенчивает статуя архангела Рафаила работы скульптора Вердигье (XVIII век). Через ворота колокольни можно попасть во внутренний двор мечети - так называемый Апельсиновый двор. Здесь расположены пять традиционных фонтанов для омовения. С западной и восточной сторон двора сохранилась крытая галерея, идущая вдоль стен.

Здание мечети занимает площадь 180x130 метров. Громадный внутренний зал Кордовской мечети с многочисленными рядами колонн достигает в высоту 11,5 метров и создает захватывающее впечатление бесконечности. Верх этого огромнейшего храма состоит из полукруглых (подковою) арок (прорезанных такой же формы маленькими арками), опирающихся на колонны из белого, желтого, зеленого мрамора, яшмы, порфира. Высота колонн Кордовской мечети чуть более трех метров. Потолок мечети выполнен из ценных пород дерева. Первые колонны для "пальмового" зала мечети были привезены из римского амфитеатра города Мериды (к северу от Андалусии). Еще 114 колонн были присланы императором Львом из Византии в VIII веке. Все колонны были выполнены из различных материалов и имели разную высоту, поэтому некоторые пришлось частично утопить в пол, а другие, наоборот, поднимать, делая под них базы. Однако разнотипность отдельных колонн почти незаметна. Мечеть несколько раз расширялась и достраивалась. Абдурахман I построил вначале лишь одиннадцать нефов, но эпоха расцвета Кордовы привела к новому строительству и расширению мечети.

Новое расширение Кордовской мечети было проведено Хакимом II (961-976) по приказу которого нефы удлинили еще на двенадцать травей и построили третий великолепный михраб (молитвенная ниша), перекрытый куполами на нервюрных сводах, сооружена максург (место для халифа), на которой был установлен трон Хакима II, сделанный из самшита, эбена и сандалового дерева.

Михраб стал самой прекрасной и нарядно декорированной частью мечети. Перед михрабом было возведено купольная сень, купол которой представляет собой как бы вознесенный над пространством фантастический цветок. Он опирается на перекрещивающиеся арки, а свободные поля купола заполнены резными ажурными плитами из алебастра, через которые просачивается неяркий нежный свет. Подковообразная арка михраба декорирована полосами, каждая из которых имеет собственный орнамент. Пол перед аркой михраба выложен белым мрамором. Значительная часть восточной пристройки мечети относится к последнему периоду расцвета Кордовского халифата. Это время правления везира Ал-Мансура, более известного под именем Альмансора (Альманзора).

В правление Ал-Мансура к зданию мечети, с восточной стороны были пристроены восемь новых нефов по всей длине восточной стороны. Для этого строительства был использован материал разрушенных испанских построек в завоеванных арабами областях. В 998 году аль-Мансур захватил святыню испанцев город Сантьяго де Компостела в Галисии, то знаменитые колокола компостельского собора были перенесены в Кордову и перелиты в лампады, украсившие Соборную мечеть. Постройки Ал-Мансура завершили многовековое строительство мечети. И хотя незначительные переделки и добавлення продолжались до взятия Кордовы испанцами, они уже не могли существенно изменить общий облик мечети. В 1236 году, после взятия города христианами и бегства мусульман в Северную Африку, король Фердинанд III, прозванный Святым, приказал превратить мечеть в Кордове в христианский храм. Огромное здание мечети было приспособлено под христианский храм. Начались постепенные перестройки, уже в XIII веке были заложены пролеты, через которые внутреннее помещение бывшей мечети соединялось с Апельсиновым двором, были закрыты 19 дверей, выходящих во двор, вдоль внутренних стен здания построили капеллы, минарет превратили в колокольню.  Как и любой католический храм, бывшая мечеть с внешней стороны стала обрастать капеллами - фамильными усыпальницами знатных испанских семей. Самые существенные изменения облика бывшей мечети произошли в XVI столетии. В 1523 году архиепископ Алонсо Маурике решил выстроить внутри мечети большой собор. Христианский собор был выстроен в готическом стиле с последующим добавлением стиля барокко. Городские власти воспротивились этому, но Карл V дал свое согласие. И хотя три года спустя, посетив в 1526 году Кордову и глядя на то, что получилось, он выразил сожаление, однако было уже поздно.  Вы построили то, что можно было построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире, - с горечью сказал император. Однако сожаление Карла V было запоздалым и уже ничего не могло изменить - внутри неповторимого, величайшего памятника мусульманской архитектуры была сооружена ничем не примечательная готическая церковь.