Мировые шедевры храмовой архитектуры : СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ
   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     НАШИ КОНТАКТЫ    

новости

В Москве завершают отделку храма в честь Андрея Рублева
На западе Москвы, в районе Раменки, ведется строительство храма в честь преподобного Андрея Рублева, передает "ТВ Центр".
Церковь чтит память преподобной Пелагии Антиохийской
Однажды в Антиохию съехались на собор епископы соседних епархий.
Валерий Амиров: Екатеринбург — субъект российской политики
Информационные акценты уходящей недели для ИА «Уральский меридиан» расставил доцент факультета журналистики УрФУ им. Б. Н. Ельцина Валерий Амиров: Решение губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева о переносе места строительства храма святой Екате
Великое освящение храма на Ходынке совершит патриарх Кирилл
Великое освящение храма святого преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле пройдет 22 октября. Возглавит службу патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Электронные мобильные платежи
Новый уровень комфорта при любых оплатах.

реклама



СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ

Собор Святой Софии памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси расположен в центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Его строительство началось в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен он был в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников.

Первоначально Софийский храм был деревянной постройкой, которая сгорела во время междоусобной войны Святополка Окаянного с Ярославом, и только несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм. Строительство вероятно, было связано с приездом в Киев из Константинополя митрополита-грека Феопемпта. Строили собор скорее всего греческие мастера, прибывшие вместе с митрополитом.

Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Первоначально Софийский собор имел классические византийские романские формы и был, как считают некоторые исследователи, 25-купольным (по другим данным - 13-купольным, (в XVII в. были добавлены еще 6 глав). Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. Софийский собор относится к типу пятинефного крестовокупольного храма, выработанного архитекторами Византии. Первоначальная ширина храма составляла 55 метров, а длина (без апсид) - 37 метров. С севера, юга и запада собор окружался двойным рядом галерей. С восточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в плане апсидой. В результате многочисленных перестроек возникло девять нефов с десятью апсидами и тринадцатью характерными куполами. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. Двенадцать древних куполов были разобраны. Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроены вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей, появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры. В 1685-1707 году собор был основательно перестроен в формах барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же надстроили и наружный ряд галерей, возникли прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на северной и южной сторонах возвели новые купол. Формы пяти центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи Украинского барокко XVII-XVIII веков.

Меньше преобразований произошло внутри собора. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке - чугунные напольные плитки. Стены и своды украшены мозаиками, другие части храма, а также столпы галерей и ниши на фасадах - фресками. Эффект от настенных изображений усиливали мозаичные полы, резная мраморная предалтарная преграда (иконостасов тогда еще не делали), мраморные пороги и колонны, резные шиферные парапеты второго этажа.  Живопись XI века, которая украшает колокольню Софийского собора в Киеве, изображает сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках Софийского собора в Киеве изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гонки колесниц. Более поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены только религиозной тематике. Мозаики набраны на кубиков смальты разного цвета. Яркие чистые краски с преобладанием сине-лиловых тонов декоративно выделяются на сверкающем золотом фоне.  Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок.

Софийский собор стал местом погребения самого великого князя и многих его потомков. Мраморный саркофаг с останками Ярослава доныне стоит под сводами Софии Киевской. В кафедральном митрополичьем храме были также погребены и многие Предстоятели Русской Церкви времени Киевской Руси.

За свою многовековую историю Софийский собор в Киеве пережил нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году князь Рюрик Ростиславич Смоленский содрал оклады с икон и похитил драгоценную утварь собора, книги. Впервые храм серьезно пострадал в 1240 г. при разграблении Киева ордами Батыя. В 1596 году храмом завладели униаты и за 37 лет владения допустили здание до совершенного упадка. Разрушения, причиненные собору в течение XVI в., были столь велики, что, по словам современника, некогда величавый собор стоял в это время уже без кровли. В 40-х годах XVII века митрополит Петр Могила основал при Софийском соборе мужской монастырь и впервые за многие годы отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О, Манчини. В 1633 г. под руководством итальянца Октавиано Манчини начались большие реставрационные работы.

Поскольку Софийский собор в Киеве является государственным музеем-заповедником и внесён у список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать любой религиозной организации и проводить там богослужения.