Мировые шедевры храмовой архитектуры : ЭРЕХТЕЙОН
   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     НАШИ КОНТАКТЫ    

новости

В Москве завершают отделку храма в честь Андрея Рублева
На западе Москвы, в районе Раменки, ведется строительство храма в честь преподобного Андрея Рублева, передает "ТВ Центр".
Церковь чтит память преподобной Пелагии Антиохийской
Однажды в Антиохию съехались на собор епископы соседних епархий.
Валерий Амиров: Екатеринбург — субъект российской политики
Информационные акценты уходящей недели для ИА «Уральский меридиан» расставил доцент факультета журналистики УрФУ им. Б. Н. Ельцина Валерий Амиров: Решение губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева о переносе места строительства храма святой Екате
Великое освящение храма на Ходынке совершит патриарх Кирилл
Великое освящение храма святого преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле пройдет 22 октября. Возглавит службу патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Электронные мобильные платежи
Новый уровень комфорта при любых оплатах.

реклама



ЭРЕХТЕЙОН

ЭРЕХТЕЙОН, памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.)и отличается подчёркнуто асимметричной композицией, тонкой красотой двух ионических портиков и портика кариатид.. Эрехтейон был центральным храмом, посвященным культу богини Афины. Здесь совершались главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини. Эрехтейон – храм, в котором отправляли культ нескольких божеств, главным из которых являлась Афина, разделившая свое святилище с Посейдоном и Эрехтеем, древним царем Афин. Храм занимал то самое место, где, по верованию греков, произошел спор между Афиной и Посейдоном из-за обладания Аттикой.  Рядом находился вход в расположенную под храмом пещеру, где обитала священная змея богини Афины, считавшаяся олицетворением древнейшего легендарного царя и героя Афин, покровителя города – Эрехтея. Первоначально Эрехтейон назывался храмом Афины Полиады (покровительницы города), или храмом, хранящим древнюю статую. Лишь в римское время на все здание распространилось название одной из его частей - Эрехтейона. Поскольку здание должно было служить сразу нескольким целям, оно было спроектировано как сложное сооружение с двумя главными входами, северным и восточным, каждый из которых имел портик, покоившийся на ионических колоннах. Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями и является лучшим образцом наличника, сохранившегося со времен Перикла.

Храм объединил в себе целый ряд святилищ. Большая их часть существовала на этом месте задолго до постройки Эрехтейона. В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находилась деревянная статуя Афины, по преданию, упавшая с неба, алтари бога ремесел Гефеста и героя Бута -  брата Эрехтея, жреца богини Афины. У западного фасада Эрехтейона находится Кекропейон - могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. С запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу его покровительницей, бил источник, который, согласно мифу, возник после того, как владыка морей ударил трезубцем в скалу Акрополя. Под северным портиком находилась могила Эрехтея, а в западной части храма, рядом с алтарем Посейдона, располагалось святилище Эрехтея. Строительство существующего здания Эрехтейона связано с началом грандиозного строительства на Акрополе, задуманном и осуществленном во времена Перикла. Требовалось возвести храм для древней статуи Афины, главной святыни города, по преданию, упавшей с неба. Эта статуя долгое время хранилась в древнем храме, стоявшем в центре Акрополя. Эрехтейон заменил собою находившийся на том же месте более древний храм, разрушенный персами при их нашествии.

В восточной располагалось древнее святилище Афины. В это помещение можно было попасть с восточной стороны, пройдя через легкий шестиколонный портик, высота колонн которого достигала шести с половиной метров.
Лицевая стена западной целлы, посвященной трем древним аттическим божествам земли, была с наружной стороны ограничена двумя антами и расчленена четырьмя великолепными, также аттическими полуколоннами, в пространствах между которыми были проделаны четыре высоких окна. К этой целле примыкали два портика, один с северной стороны, другой — с южной.

Южный портик, называвшийся Пандрозейоном, по имени одной из дочерей Кекропа, Пандрозы, не имел фриза, и его архитрав, состоявший из трех горизонтальных полос, подпирали не колонны, а кариатиды - главная достопримечательность Эрехтейона.  На высоком, 2,6 метра, цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика. Кариатиды Эрехтейона являются наиболее совершенными античными произведениями подобного рода Их фигуры значительно выше человеческого роста - 2,3 метра. Левые и правые кариатиды являются зеркальными отражениями друг друга.

Лестница в четырнадцать ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к расположенному ниже маленькому дворику, который замыкает шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик некогда служил главным входом в западную половину храма. Его колонны имеют высоту 7,6 метра. Четыре из них расположены по фасаду, две - по сторонам портика. В северный портик выходила главная входная дверь целлы, роскошно обрамленная и осененная карнизом на консолях.

Перед западным фасадом Эрехтейона с западной стороны со времен глубокой древности росла священная олива богини Афины. Поэтому западный фасад Эрехтейона выглядит совершенно необычно для древнегреческих храмов - здесь нельзя было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны. В результате четыре колонны, образующие западный портик, были подняты на цоколь высотой около четырех метров, а промежутки между колоннами были перегорожены бронзовой решеткой.

Восточная и Южная стороны храма на 3, 24 метра меньше, чем западная и северная. Храм целиком был построен из мрамора, а фриз облицован темным эльчинским камнем, на котором рельефно выделялись фигуры из белого мрамора.
Выполненные из белого мрамора фигуры были изготовлены отдельно, а затем прикреплены к фону из синевато-черного известняка. Позолота и росписи покрывали также капители колонн. Сохранившиеся до наших дней фрагменты этого замечательного фриза находятся в музее Акрополя. Интерьер Эрехтейона не сохранился.Подобно другим сооружениям афинского Акрополя, Эрехтейон неоднократно подвергался разрушениям и перестройкам. В византийское время в нем был устроен христианский храм во имя Богоматери. После захвата города турками Эрехтейон был превращен в гарем турецкого правителя Афин. Первая реставрация храма была осуществлена сразу после завоевания Грецией независимости, в 1837- 1847 годах. В 1902 -1909 годах храм повторно реставрировался.