Мировые шедевры храмовой архитектуры : ПАРФЕНОН
   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     НАШИ КОНТАКТЫ    

новости

Историю возрождения Преображенского храма поведают документы
О славной истории храма, неразрывно связанной с Петровской гвардией – доблестными преображенцами и Преображенским полком, поведают на экскурсии. Экскурсии проводятся каждое последнее воскресенье месяца по предварительной записи, начало в 14 часов. Ближайш
Архитектор-реставратор: Успенская церковь будет воссоздана
Екатеринбургский архитектор Виктор Симиненко, который занимается реставрацией Успенской церкви Ново-Тихвинского монастыря, рассказал, в каком состоянии находится объект.
В воскресной школе храма Александра Невского состоялся Пасхальный спектакль
При полном аншлаге в Зеленограде прошел приходской Пасхальный спектакль "Приключения маленького Ёжика", подготовленный учениками воскресной школы храма Александра Невского.
Об искусстве колокольного звона узнали школьники в одном из храмов района
В рамках изучения основ православной культуры учащиеся 4-ых классов школы № 17 побывали на экскурсии в храме Священномученика Василия, протоиерея Московского в Конькове.

Электронные мобильные платежи
Новый уровень комфорта при любых оплатах.

реклама



ПАРФЕНОН

Парфенон - храм богини Афины Парфенос в Афинах. Величайший памятник древнегреческого искусства был построен на Акрополе в 447—438 до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом на фундаменте более раннего храма, также посвященному Афине; скульптурная отделка велась под руководством Фидия, окончена в 432 до н. э.
Парфенон классический образец древнегреческого храма, с целым рядом уникальных особенностей. Парфенон  представляет собой мраморный дорический периптер (30,89 м Х 69,54 м; число колонн 8 Х 17, их высота 10,43 м); в его наосе, окруженном с трёх сторон двухъярусной колоннадой, находилась хрисоэлефантинная статуя Афины работы Фидия.

Согласно канонам греческой архитектуры, число колонн на продольной стороне храма на одну больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне - то есть, 8 и 17. Древние архитекторы учли, что прямые линии на расстоянии воспринимаются как слегка вогнутые, и с помощью ряда простых приемов - колонны едва заметно сужаются кверху, угловые колонны несколько наклонены к центру, и т.д. - добились того, что Парфенон выглядит идеально четким, гармоничным сооружением.
По периметру внешних стен храма на высоте 12 метров непрерывной лентой тянулся знаменитый фриз Парфенона, фриз с изображением шествия в честь Великих Панафиней (большой праздник богини Афины), где были высечены 365 фигур людей (юных всадников, девушек, стариков с оливковыми ветвями) и 226 животных, при этом ни одна из фигур не повторялась. Ранее считалось, что рельефы фриза изображают сцены из традиционной церемонии празднования дня рождения богини Афины - Панафинеи. Согласно другой версии на фризе Парфенона изображены 192 героя, павших в знаменитой Марафонской  битве с персами в 490 году до н. э. Фриз фасада был украшен метопами с изображениями кентавромахии, амазономахии и гигантомахии, фронтоны — скульптурными композициями. Главный, восточный фронтон Парфенона украшала величественная многофигурная композиция Рождение Афины., Тема скульптурной группы западного фронтона - спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой.

Из пентелийского мрамора  были изготовлены колонны, карниз и  фронтоны храма, а также богатое скульптурное убранство Парфенона. Кровля храма была деревянной.
Сегодняшний Парфенон  белого цвета. В древности же фон фронтонов храма был выкрашен в красный цвет, фон фриза - в синий. На этом цветном фоне ярко белели мраморные скульптуры. Их детали были позолочены или выполнены из позолоченной бронзы.

Внутреннее помещение храма, или целла (внешний размер 21,7x59 м), поднято над стилобатом еще на две ступени (общая высота 0,7 м) и имеет по торцам шестиколонные простильные портики, колонны которых несколько ниже, чем во внешней колоннаде. Целла делится на два помещения. Главная часть храма, восточная, была разделена на три нефа двухъярусной колоннадой. Здесь находилась великолепная 12-метровая статуя богини Афины Парфенос (Афины Девы), одно из великолепнейших произведений Фидия. Фидий изобразил Афину в длинных тяжелых одеждах, левой рукой опирающейся на щит, на котором покоилась левая рука богини, придерживавшая копье. Вокруг копья, внизу, обвивалась змея — эмблема мудрости. В правой ладони Афина держала статую богини Победы Ники. Голову Афины увенчивал богато украшенный шлем.  Вся статуя была исполнена на деревянной основе из чистого золота и слоновой кости, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Так же — из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены сапфиры. Перекрытия западного помещения целлы (внутренний размер 13,9х19,2 м), которое называлось Парфеноном (здесь хранилась государственная казна Афинской республики и государственный архив; со временем название было перенесено на весь храм), покоились на четырех высоких колоннах, предположительно ионических. Там же находилась комната, где в дар богине девушки ткали священную одежду - пеплос.

Центральный зал храма освещался не только светом, проникавшим через дверной проем, но и многочисленными светильниками.
С закатом Греции начался закат храма. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона - знаменитой композиции Рождение Афины. В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью. Парфенон был переоборудован в мечеть, и в его юго-западном углу поднялась высокая тонкая башня минарета. Парфенон подвергся значительному разрушению в 1687 при осаде Акрополя венецианцами во время войны с турками. Мощным взрывом была разрушена вся центральная часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады. В 80-е годы XVIII французский посол в Турции вывез в Париж несколько рельефов Парфенона. А в 1801 - 1803 годах известный грабитель древних памятников лорд Эльджин вывез в Англию 12 фигур с фронтонов Парфенона, 56 плит с рельефами из его фриза и ряд других фрагментов памятника.  Что касается до колоссальной статуи Афины, стоявшей в целле, то в конце III века до н.э. тиран Лахарий похитил часть ее драгоценных украшений, но сама статуя продолжала находиться в храме до конца IV века.